Избранное
Режим дня годовалого ребенка Режим дня годовалого ребенка (и старше)

Режим важен для любого человека, и ребенок – не исключение. Выведем  оптимальный распорядок...

Девочка в прививочном кабинете Календарь прививок (детям от 1 года)

Какие прививки и зачем делают детям после года согласно календарю: особенности ревакцинации и...

Режиссерская игра – ступень в развитии ребенка

Девочка играет в домик в детском саду

На третьем году жизни малыша родители могут застать его за не совсем обычным с точки зрения взрослого занятием: разложив вокруг себя элементы конструктора, кубики или какие-либо другие предметы, кроха манипулирует ими, увлечено бормоча что-то себе под нос. Что же это такое? Норма или причина для беспокойства?

Театр одного актёра

На самом деле, такое поведение ребенка является абсолютно нормальным для этого возраста и свидетельствует о его гармоничном психическом развитии. При ближайшем рассмотрении оказывается, что кубики – это «машинки», «люди» или «животные», а сама игра подчинена четкой логике и проходит по сюжету, придуманному ребенком, при этом в процессе игры малыш старательно озвучивает реплики всех «участников» действа.

Такая модель игры называется режиссерской, потому что ребенок выступает одновременно и в качестве режиссера-постановщика, и в качестве исполнителя всех ролей. Режиссерская игра, как ничто другое, способствует развитию воображения малыша, а также является важным этапом на пути к освоению сюжетно-ролевых игр со сверстниками (уже в более старшем, дошкольном возрасте).

В основу сюжета режиссерской игры ложится тот небольшой социальный опыт, который успел получить ребенок за первые несколько лет жизни: прежде всего, это бытовые сценки из жизни семьи (приготовление пищи, уборка, прием пищи, прогулка на площадке и т.д.), а также другие события, которые произвели впечатление на ребенка или вызвали у него интерес – например, посещение врача или покупка продуктов в магазине.

Игрушки для режиссерской игры

Обнаружив, что кубики заменяют ребенку вполне конкретные предметы, не имеющие с кубиками ничего общего, родители спешат в магазин игрушек за пупсами, зверюшками, посудой и т.д., чтобы сделать игру ребенка более полноценной. Однако, даже имея под рукой всё необходимое, малыш нередко продолжает играть всё с теми же кубиками. Почему?

Во-первых, купленная родителями игрушка не оставляет простора для воображения: и одежда, и длина волос, и цвет глаз – всё уже придумано за нас, тогда как куклу-кубик ребенок может представить себе такой, какой ему захочется. Во-вторых, если манипулировать игрушкой (пеленать, сажать на стул и т.д.) окажется не так удобно, как обычным кубиком, двухлетний ребенок всё же отдаст предпочтение последнему в ущерб реалистичности.

Одним словом, пусть кроха играет так, как ему нравится, а вновь приобретенные игрушки в любом случае пригодятся, просто произойдет это несколько позже.

Образно-ролевая игра

Освоив режиссерскую игру, ребенок начинает играть в образно-ролевые игры, которые заключается в том, что малыш воображает себя каким-либо персонажем или предметом (паровозом, машиной, сказочным героем, птицей и т.д.) и ведет себя соответствующим образом. В таком несколько необычном поведении также нет ничего странного, оно, напротив, свидетельствует о том, что психоэмоциональное развитие ребенка идет своим чередом.

Овладев режиссерской и образно-ролевой игрой, ребенок переходит к сюжетно-ролевым играм – играм, в которых участвует не только он один, но и другие дети или взрослые. Полноценно играть в сюжетно-ролевые игры ребенок учится уже после трёх лет – в дошкольном возрасте, однако это не значит, что режиссерская и образно-ролевая игра отходят на второй план – малыш продолжает совершенствовать свои умения во всех этих областях.

Светлана Музыченко специально для www.kinderok.ru.
При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.kinderok.ru обязательна.
 
Добавить комментарий
Поиск по сайту