Избранное
Детский сад Адаптация ребенка в детском саду

Особенности адаптационного периода в детском саду: почему детей не оставляют сразу на полный день и...

Дезадаптация ребенка в детском саду

Дезадаптация ребенка в детском садуВсе дети по-разному переживают процесс адаптации к детскому саду, но абсолютному большинству все же удается адаптироваться к новым условиям в течение 3-6 месяцев. Однако в некоторых случаях адаптация ребенка в детском саду затягивается, а то и вовсе терпит крах, - это называется дезадаптацией.

Хотя полная дезадаптация встречается довольно редко (примерно в 1 случае из 100), родителям нужно знать её признаки, чтобы суметь заметить первые тревожные звоночки и вовремя принять меры, потому что игнорирование этой проблемы неминуемо отразится на темпах развития ребенка и нанесет малышу серьезную психологическую травму.

Причины дезадаптации ребенка в детском саду

Почему одни дети вливаются в детсадовский коллектив без особых проблем, а другие испытывают непреодолимые трудности? Здесь дело не только в индивидуальных особенностях ребенка и его характере, не меньшее значение имеет психологическая готовность ребенка к детскому саду, навыки общения ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Принимая во внимание эти факторы, можно отнести некоторых детей к группе риска.

Проблема с адаптацией ребенка в детском саду возникает, когда малыш не может найти общий язык со сверстниками, то есть другие дети не хотят играть с ним, обижают его, отнимают игрушки, дразнят и так далее. Происходит это оттого, что ребенок попросту не умеет общаться с другими детьми или неправильно позиционирует себя в коллективе, обладая завышенной или заниженной самооценкой.

К примеру, если ребенок привык к тому, что взрослые потакают любым его капризам, а шалости сходят с рук, то в детском саду ему придется нелегко, потому что ни дети, ни воспитатели не станут делать поблажки. Робкие и стеснительные малыши тоже сталкиваются с определенными проблемами. Они неохотно идут на контакт с другими дошкольниками и становятся мишенью для задир. Если ребенок не умеет постоять за себя, то более активные и решительные дети отбирают у него игрушки, в том числе и те, которые были принесены из дома, что вдвойне обидно. Соответственно, у ребенка появляется страх перед детским садом и другими детьми, возникает ощущение незащищенности и беспомощности.

Другой причиной дезадаптации ребенка в детском саду могут стать некорректные действия педагогов. Излишняя строгость и агрессия со стороны воспитателя может вызвать страх перед садиком даже у общительного и всесторонне подготовленного к детскому саду ребенка.

Испачканная на прогулке или неправильно сложенная одежда, оставленная на тарелке еда, перепачканные руки – всё это может стать предметом замечаний, а иногда и более эмоциональной реакции со стороны воспитателя. Надо ли говорить, что ребенок расстраивается, когда его ругают, и расстраивается вдвойне, когда это делают посторонние люди да еще и на глазах у всего коллектива. Если же это происходит с завидной регулярностью, то малыш может просто замкнуться в себе и сидеть в стороне на стуле, чтобы не навлечь на себя неприятности.

Признаки и последствия дезадаптации

Самым ранним признаком дезадаптации ребенка в детском саду является его стойкое нежелание посещать дошкольное учреждение. Речь идет не о первых днях ребенка в детском саду, а о более продолжительном сроке в несколько месяцев. Если ребенок изо дня в день жалуется на то, что в саду плохо, его там обижают и ругают, то это повод задуматься.

Если ребенку не удается адаптироваться к детскому саду, то через некоторое время появляются более серьезные признаки дезадаптации, они же одновременно являются последствиями.

Наиболее распространенные признаки-последствия дезадаптации ребенка в детском саду – это нарушение ночного сна, когда малыш просыпается среди ночи и плачет, что свидетельствует о сильном стрессе, пережитом в течение дня, и проблемы со стулом в виде запоров (потому что ребенок стесняется какать в детском саду) или, наоборот, расстройства желудка на нервной почве перед походом в садик.

Постоянное нервное напряжение приводит к частым простудным заболеваниям и обострениям хронических болезней. Так что если ребенок ходит в детский сад неделю, а потом 3 недели болеет, это тоже, с большой вероятностью, результат дезадаптации.

А что же, собственно, с этим делать? Чем раньше вы заметите, что адаптация ребенка в детском саду проходит не так, как надо, тем больше шансов исправить ситуацию. Первое, что нужно сделать, это побеседовать с воспитателями и детским психологом, работающим в детском саду. При необходимости можно обратиться еще и к детскому неврологу.

В общем, это как раз такая проблема, которая не решится сама собой, здесь требуется активное вмешательство родителей и специалистов. Если просто наблюдать со стороны в надежде на то, что ребенок разберется сам, то можно «донаблюдаться»  до того, что малыша вообще придется забрать из детского сада.

Светлана Музыченко специально для www.kinderok.ru.
При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.kinderok.ru обязательна.
Комментарии
Спасибо за информацию, многое узнала, очень интересно.

Подожду чуток. Пока только третью неделю ходим со слезами.

Если плач и нежелание ходить в д/сад будет продолжаться более 4х мес, то обращусь к дет. психологу в частной клинике. Я вижу, как моя дочь откровенно побаивается воспитателя и начинает плакать, как только её увидит. Этот вопрос меня очень тревожит.

Добавить комментарий
Поиск по сайту