Избранное
Графический диктант Рисуем по клеткам: графические диктанты для дошкольников

Графические диктанты – рисование по клеткам в заданном направлении на определенное расстояние –...

Обложка портфолио для детского сада Портфолио дошкольника – с чего начать?

Портфолио дошкольника требуется и в детском саду, и при поступлении в школу. Какую информацию стоит...

Рисование в детском саду Рисование в детском саду

Особенности методики обучения детей рисованию фломастерами, кистью и карандашами в детском саду и...

Литература для дошкольников: читаем в садике и дома

Мама читает ребенку книгу

Знакомые всем с ранних лет строчки: «Наша Таня громко плачет…» или «Ехали медведи на велосипеде…» вызывают яркие впечатления, воспоминания о добрых поступках, чудесных приключениях сказочных героев книг, которые мамы и бабушки читали в детстве. Жаль, что некоторые современные родители недооценивают роль литературных произведений, доверяя воспитание личности ребенка телевидению и Интернету. Поэтому малыши, когда их просят назвать своих любимых персонажей, вспоминают свинку Пеппу, Смешариков и Смурфиков, а героев детских книг даже не знают.

Психологи и педагоги утверждают, что ценно именно непосредственное общение между взрослым и ребенком во время чтения сказки перед сном, в свободные минуты в выходные, когда между родными людьми возникает эмоциональный контакт, когда оба сопереживают персонажам, учась быть добрыми, чуткими, отзывчивыми.

В детском саду ознакомлению с детской литературой уделяется большое внимание. Педагоги приучают детей воспринимать и понимать художественное слово, начиная с самого раннего возраста. Чем старше ребенок, тем более усложняются задачи, которые воспитатель ставит перед детьми во время занятий по развитию речи.

Литература для разных возрастов

В младших группах незаменимым средством воспитания был и остается народный фольклор – сказки, потешки, прибаутки. Воспитатель использует их на протяжении всех моментов нахождения в детском саду: умывание сопровождается словами «Водичка, водичка, умой мое личико…», во время сбора на прогулку дети слушают стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?».

На занятиях ребятам читают сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», иллюстрируя текст игрушками или картинками, учат с малышами стихи А. Барто из цикла «Игрушки». Эти произведения доступны для понимания, имеют увлекательный сюжет, обогащают пассивный и активный словарь детей. Двух-трехлетние ребятишки с удовольствием повторяют за взрослым простые слова, воспроизводят звукоподражания голосам животных, показывают части тела (пальчики, глазки, носик, ножки). При этом малыши быстро запоминают содержание литературных произведений и позже начинают рассказывать их дома.

Список рекомендуемой литературы для ознакомления разрастается с каждой возрастной группой. Жизненный опыт становится богаче, дети способны понять и запомнить содержание не только коротких стихотворений и сказок, но и произведений с развернутым сюжетом, с большим количеством персонажей. Занятия по ознакомлению с художественной литературой – это уже не просто чтение определенных рассказов и сказок, но их активное обсуждение, оценивание поведения и поступков героев, пересказ сюжета по иллюстрациям, инсценировка народных и авторских произведений для детей, заучивание наизусть стихов и отрывков из поэм.

Чтение дома: какие книги выбрать?

Огромное разнообразие изданий, предлагаемых книжными магазинами для детей, запросто могут поставить в тупик молодых родителей. Мама и папа, заботящиеся о развитии своего ребенка средствами художественной литературы, теряются при выборе книг, полезных и интересных для малыша.

Оптимальный вариант – приобретать книги классиков детской литературы (К. Чуковского, А. Барто, Н. Носова, С. Маршака, Э. Успенского и других). Нельзя забывать о сказках, авторских, народных (русских и зарубежных), – это настоящий кладезь знаний и прекрасная возможность обогатить семейный опыт мировыми культурными традициями, научить ребенка различать добро и зло, прекрасное и безобразное. Как не познакомить малыша с чудесными сказками «Золушка», «Три поросенка», «Аленький цветочек», «Золотой Петушок», удивительными приключениями Алисы, Незнайки, Буратино? Как не выучить «Доктора Айболита», «Тараканище», «Бармалея»? Подросшие дошколята хорошо воспринимают «Вредные советы» Г. Остера, философские сказки С. Козлова, повествующие о жизни и дружбе Ежика, Медвежонка и Зайца, добрые и всегда немного печальные произведения Г.Х. Андерсена.

Важно, чтобы книга имела качественные иллюстрации, привлекающие внимание ребенка и способствующие быстрому запоминанию содержания. Но самое главное, чтобы знакомство с литературой происходило в семье постоянно, чтобы обогащался внутренний мир и ребенка, и взрослого, чтобы вечера с книгой стихов или сказок стали приятной и полезной традицией.

Ева Штиль специально для www.kinderok.ru.
При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.kinderok.ru обязательна.
 
Добавить комментарий
Поиск по сайту