Избранное
Графический диктант Рисуем по клеткам: графические диктанты для дошкольников

Графические диктанты – рисование по клеткам в заданном направлении на определенное расстояние –...

Обложка портфолио для детского сада Портфолио дошкольника – с чего начать?

Портфолио дошкольника требуется и в детском саду, и при поступлении в школу. Какую информацию стоит...

Рисование в детском саду Рисование в детском саду

Особенности методики обучения детей рисованию фломастерами, кистью и карандашами в детском саду и...

Раз, два, три, четыре, пять – учим дошколят считать!

Казалось бы, что может быть проще – научить ребенка счету? Решить простейшую задачу: «у Лены было три апельсина, один она дала Даше, сколько у нее осталось?» или сосчитать птиц на ветке дерева может практически каждый малыш. Но в школе детям предстоит освоить не только сложение и вычитание, но и научиться производить более серьезные операции с числами. Поэтому существует определенная методика обучения счету, которая успешно используется в детском саду. И родителям не помешало бы знать, как правильно знакомить ребенка с основами математической науки.

Математика с малышами

Осваивать волшебный мир чисел педагоги рекомендуют постепенно, начиная с самых ранних лет. Двух-трехлетним детям сначала объясняют понятия «один» и «много», используя при этом наглядные примеры – игрушки, фрукты, картинки. Кроха учится сравнивать один и множество одинаковых предметов, закрепляя свои выводы показом. Одновременно ребенок приучается применять в речи слово «один», понимая, какое количество оно обозначает.

После этого в речь вводятся другие числа (два, три и так далее), которые постоянно подкрепляются наглядно. К примеру, взрослый спрашивает у малыша, сколько у него глаз, носиков, ног, ушей, пальцев. Ребенок показывает части тела и называет числа, обозначающие их: два, один, пять.

Закреплять знания, полученные в детском саду, родители могут в повседневной жизни: на прогулке или дома желательно в любой удобный момент считать количество окружающих предметов. Важно постоянно проговаривать с малышом числа, в то же время уточняя обозначающее их количество действиями: три ягодки, две варежки, четыре колеса у машины. Хорошо, если игры с числами и количеством сопровождаются стихами, потешками, сказками, в которых есть числа, счет.

Сложение и вычитание

Воспитанники младших групп уже учатся сложению. Для этого воспитатель предлагает поставить рядом сначала две игрушки и посчитать их («одна, две»), а потом, делая обводящий предметы жест, обобщает словами: «Всего две игрушки». Постепенно дети понимают принцип сложения и самостоятельно способны называть правильное число предметов, находящихся перед ними.

С использованием принципа наглядности происходит обучение и следующей математической операции – вычитанию. Так же, с помощью игрушек и других хорошо знакомых предметов, педагоги объясняют, почему количество может уменьшаться. Обязательное условие – проговаривать все свои действия, используя в речи слова «прибавить», «отнять», «получилось», заменяя их в дальнейшем на принятые в математике термины: «плюс», «минус», «равно».

К четырем годам, когда дети научились обозначать определенное количество числительным в пределах 5, можно начинать знакомство ребят с цифрами. Современные обучающие пособия и развивающие книжки содержат огромное количество ярких запоминающихся картинок, с помощью которых малыш с удовольствием и интересом сопоставляет количественный состав изображенных игрушек и животных с цифрами, обозначающими то или иное число.

Задачи обучения счету старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте обучение счету переходит на новый, более сложный этап. 5-7-летние дети учатся складывать и вычитать в пределах десяти, двадцати или даже ста (например, при обучении с помощью кубиков Зайцева), осваивают прямой и обратный порядковый счет, сравнивают множества, решают задачи, в которых есть условие и вопрос.

Воспитанники старшей и подготовительной к школе групп при счете опираются не только на картинки и предметы (счетные палочки, геометрические фигуры, точки), но и учатся оперировать абстрактными понятиями, выполняя действия с цифрами. Готовя детей к школе, педагоги усложняют задачи перед дошкольниками, предлагая им сориентироваться на листе тетради, считая клетки в разных направлениях.

Кроме того, шести-семилетки должны уметь сравнивать величины (самый высокий – пониже – еще ниже – самый низкий), понимать, что значит «справа», «слева», «сзади», «спереди» и многое другое. От того, насколько сформировано у дошкольников понимание основных математических операций и терминов, зависит их успешное обучение в школе.

Ева Штиль специально для www.kinderok.ru.
При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.kinderok.ru обязательна.
 
Добавить комментарий
Поиск по сайту