Избранное
Графический диктант Рисуем по клеткам: графические диктанты для дошкольников

Графические диктанты – рисование по клеткам в заданном направлении на определенное расстояние –...

Обложка портфолио для детского сада Портфолио дошкольника – с чего начать?

Портфолио дошкольника требуется и в детском саду, и при поступлении в школу. Какую информацию стоит...

Рисование в детском саду Рисование в детском саду

Особенности методики обучения детей рисованию фломастерами, кистью и карандашами в детском саду и...

Труд в детском саду – не только поделки!

Одно из направления воспитания в детском саду – трудовое. Наверняка вы слышали от ребенка, что он сегодня вспахал землю, убирался в клетке за животным или накрывал на стол. На самом деле это не является использованием детского труда в своих целях. Малыш воспринимает эту деятельность как игру. Однако такая «игра» направлена на развитие ребенка по многим направлениям.

Для чего дошкольникам труд?

Главной целью трудового воспитания в детском саду можно назвать развитие трудолюбия. Естественно, это повлияет на будущую жизнь малыша. Если детский труд поощряется педагогами и родителями, то помимо этого развиваются такие качества, как дисциплина, ответственность.

Дошкольники с помощью труда учатся достигать поставленные цели. Они понимают, что выполняя определенные действия можно добиться какого-либо результата. Например, если поливать растение, то оно будет расти. Также становится понятна обратная взаимосвязь: «Если я не положу все ложки, то ребятам нечем будет есть». А это развивает в ребенке чувство ответственности.

Помимо этого дошкольники начинают ценить чужой труд. Малышу очень сложно осознать то, что все вокруг него появляется не просто так, а зависит от усилий других людей. Именно поэтому к такому выводу детей надо подводить постепенно. С этой целью в детском саду проводятся экскурсии, демонстрирующие работу взрослых людей.

Также происходит обучение простейшим навыкам. Умение самостоятельно одеваться, правильно чистить зубы или держать ложку. Важность этих навыков даже не подвергается сомнению.

Какой труд бывает?

Труд дошкольников можно разделить на 4 вида, каждый из которых имеет свое значение.

  1. Самообслуживание. Умение ухаживать за собой начинают формировать еще в раннем детстве. Иногда со стороны взрослых это кажется обычной и простой деятельностью – почистить зубы, одеться или заправить кровать. Но у малыша это может вызывать определенные трудности. Представьте, сколько сложных последовательных действий должен запомнить кроха, чтобы просто надеть кофту.
  2. Хозяйственно-бытовой труд. В эту категорию входит поддержание чистоты в группе детского сада и на улице, а также помощь воспитателю при организации режимных моментов. Конечно же, степень сложности работы зависит от возраста детей. В младшей группе ребят приучают убирать за собой игрушки. С 4 лет добавляются дежурства по столовой и выполнение отдельных заданий. Затем поручения становятся систематическими и дети способны сами проявлять инициативу.
  3. Труд в природе подразумевает уход за растениями и животными, работу в уголке природы и на огороде. Ребята кормят и убираются в клетке за животными, поливают растения, сажают овощи и фрукты на небольшом огороде. Для выполнения этого требуется знание последовательности действий. Все это способствует умению общаться с живыми существами. Они понимают, как надо правильно себя вести в природе.
  4. Ручной труд более известен и понятен родителям, так как именно его результаты чаще всего они видят. Детские поделки из разнообразных материалов (человечек из шишек, домик из цветной бумаги или кошка из пластилина) часто вызывают гордость у родителей за своего ребенка. И не зря. Эта деятельность требует от ребенка терпеливости, упорства и настойчивости.

В какой форме организуется труд детей?

Поручения – это задания, которые эпизодически дает воспитатель ребятам. Причем поручения могут касаться одного ребенка или целой группы детей. Таким образом, создается интерес к труду и чувство ответственности.

Дежурство предполагает обязательное выполнение ребенком какой-нибудь работы, которая направлена обслуживание коллектива. То есть, работая, ребенок приносит пользу всей группе.

В отличие от поручений, коллективный труд – более сложная форма. Дети учатся, наблюдая за другими. Они имитируют ценности и взгляды, которые они видят у родителей, педагогов и сверстников.

Татьяна Куркова специально для www.kinderok.ru.
При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.kinderok.ru обязательна.
 
Добавить комментарий
Поиск по сайту