Избранное
Девочка играет с куклой в детском саду Запись ребенка в детский сад в Москве

С 1 октября 2010 года в Москве действует новый порядок записи детей в дошкольные учреждения....

Девочка играет в конструктор в детском саду Как попасть в детский сад

Об алгоритме действий для получения места в детском саду и перечне льгот, дающих преимущественное...

Детский сад Путевка в детский сад

Что нужно сделать родителям после того, как ребенку предоставили место в детском саду: документы...

Детский сад Монтессори

Девочка рисует и играет

Одной из примет нашего времени можно назвать большую загруженность взрослых. На работу ходят не только родители, но и дедушки с бабушками. И им катастрофически не хватает времени заниматься малышней.

Здесь на помощь приходят дошкольные учреждения, где за детьми присматривают опытные педагоги. В маленьком городишке, конечно, большого выбора нет, в какой садик отдать ребенка: обычно родители выбирают тот, что расположен ближе к месту жительства, либо к месту их работы.

Но вот в густонаселенных городах наряду с обыкновенными садами и школами встречаются и специализированные учреждения, где воспитанием детей занимаются по оригинальным методикам. И среди прочих выделяется детский сад Монтессори.

В чем же изюминка метода Монтессори?

Первое дошкольное учреждение такого типа в России было открыто еще в 1909 году. Основала его Юлия Фаусек, которую очень заинтересовала необычная методика итальянского педагога Марии Монтессори.

В основе этой методики лежит принцип «ребенок – центр мироздания». Уже с первых лет жизни к малышам следует относиться, как к личностям, давая им полную свободу действий в познании мира. Не с помощью лекций и нравоучений (где основной фигурой выступает педагог) идет адаптация детей в социуме.

Ребенок самостоятельно занимается своим развитием, образованием, воспитанием. Взрослый в данной ситуации находится на вторых позициях: больше контролирует процесс, чем его навязывает. Воспитатель должен дать малышу полное право выбора, чем заниматься, какие использовать для этого дидактические пособия, способ восприятия знаний и т.п.

Методика Монтессори на практике

Чтобы эта методика действовала, необходимо все правильно организовать. Во-первых, формирование групп детского сада происходит не по возрастному принципу: дети подбираются по степени восприятия окружающего мира. Одни впитывают материал более активно, другим приходится дольше раскачиваться.

В группах Монтессори присутствуют дети различных возрастов. И это помогает ребенку лучше адаптироваться к жизни в обществе. Второй положительный момент – обучаясь сами, дети помогают самообразовываться своим младшим товарищам (что приносит многим из них дополнительное удовлетворение от процесса).

Во-вторых, развивающие материалы, пособия, литература подобраны так, чтобы ими удобно было пользоваться ребенку самостоятельно. А учтено здесь все: и речевое развитие детей, и сенсорика, и общеобразовательное восприятие мира. Играясь, малыши самостоятельно приобретают многие жизненные навыки. Цель же воспитателя: прийти ребенку на помощь только в том случае, когда он сам об этом попросит.

В-третьих, помещения в группах Монтессори должны быть разбиты на функциональные зоны. В уголке сенсорного развития малыши через предметы (их цвет, размеры, форму) познают мир окружающий. В зоне реальной жизни дети развивают внимание и моторику, учатся самостоятельным действиям, необходимым в быту. Есть также место для занятий физическими упражнениями и естественными науками.

В какой именно зоне садика находиться в конкретное время, в конкретный день, каждый малыш определяет для себя самостоятельно. Объединяющим моментом является «круг Монтессори», когда воспитатель собирает детей в группку и дает им возможность в конце «рабочего» дня пообщаться и поделиться впечатлениями. И в этой ситуации взрослый только направляет «струю» разговора – главные собеседники здесь дети.

И напоследок

Преимущество детского сада Монтессори заключается в том, что, предоставляя маленьким человечкам с первых лет их жизни больше самостоятельности, есть большая вероятность того, что из них вырастут самодостаточные личности. А это ли не главная цель в воспитании детей?

Лидия Щербакова специально для www.kinderok.ru.
При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.kinderok.ru обязательна.
 
Добавить комментарий
Поиск по сайту