Избранное
Продуктовый набор на молочной кухне Обеспечение детей бесплатным питанием в Москве

Ассортимент бесплатного питания, выдаваемого на молочных кухнях Москвы, существенно расширен –...

Молочные продукты прикорма для ребенка Схема введения прикорма и суточная норма при искусственном вскармливании

Рекомендуемые объемы продуктов прикорма при искусственном вскармливании в наглядной таблице с...

Продукты прикорма на полке в магазине Схема введения прикорма и суточная норма при грудном вскармливании

Суточный объем продуктов прикорма, который требуется ребенку до года, находящемуся на грудном...

Учим ребенка есть ложкой самостоятельно

Пища – источник не только энергии, но и удовольствия. Психологический комфорт ребенка немало зависит от гармонично сложившихся взаимоотношений с ней.

Напротив, стрессы, сопровождающие процесс еды, могут «аукнуться» тревожностью, неврозами и даже комплексами и неумением выстраивать отношения с людьми в более старшем возрасте. Именно поэтому родителям так важно правильно организовать прохождение малышом необходимого этапа в развитии – освоение навыка самостоятельной еды ложкой.

Удачный старт

В обучении нужно придерживаться 2 главных принципов:

  1. Своевременность.

Любой новый навык или умение ребенку легче всего осваивать в возрасте, когда физически и психологически он наиболее восприимчив к нему: для освоения ложки лучше всего подходит второе полугодие жизни, чаще всего период между 9 и 11 месяцами. Карапуз начинает проявлять активный интерес к ложке, пытается завладеть ею и использовать не просто для игры, а по прямому назначению – чтобы питаться самостоятельно. Важно не упустить этот момент, не препятствовать, а поддержать и помочь.

Если вы отложите обучение из-за того, что крохе еще трудно координировать движения, пища разлетается и размазывается, так что потом приходится много убирать, то рискуете и после 2-х и даже 3 лет кормить ребенка сами, сталкиваясь с упрямством и капризами при попытке вручить ему ложку.

  1. Последовательность.

Перед началом обучения всем членам семьи следует договориться, что ребенок теперь будет кушать сам. Конечно, на первых порах ему потребуется помощь, но нельзя допускать ситуацию, когда с мамой он ест самостоятельно, а бабушка не позволяет даже прикасаться к ложке. Постарайтесь планировать свое время, чтобы не пришлось забирать у ребенка ложку и кормить его, когда вы куда-то торопитесь.

Лучшие помощники

Детская ложка должна нравиться малышу, быть удобной и безопасной. Обычные чайные и серебряные ложки привлекают блеском и прохладой, но могут напугать стуком или доставить неприятные ощущения при давлении на десны при прорезывании зубов.

Лучше подобрать пластмассовую, латексную или силиконовую – небольшую, мягкую и изготовленную из нетоксичного материала с применением стойких безопасных красителей. Разумеется, покупать ее нужно не на рынке, а в детском магазине, не стесняясь попросить предъявить сертификат на продукцию.

Существуют и специальные ложки с изогнутой формой ручки для удобного захвата маленькой ладошкой, но они не подойдут детишкам, которые еще не отдали предпочтение одной руке и едят попеременно обеими.

Пару детской ложечке составит тарелка – небьющаяся, с высокими бортиками, привлекательным рисунком, подогревом для неторопливых крох или присоской на дне для импульсивных и шустрых егоз.

Еда по-взрослому

Заметив нешуточный интерес подросшего и получающего прикорм карапуза к ложке во время семейных трапез, можно принять решение о переходе малыша к большей самостоятельности в процессе еды. Главное – не забывать о возрасте ребенка и делать это в форме познавательной, но все же игры.

Подсказки для родителей:

  1. Ложка и ее предназначение должны быть знакомы и понятны ребенку: «приглашайте» его за общий стол, чтобы он видел, как кушают взрослые члены семьи, и стремился подражать им, давайте возможность потрогать и даже погрызть ложечку, с которой мама дает ему прикорм. Можно заранее дать малышу деревянную ложку вместо игрушки – пусть изучает, стучит по прутьям кроватки и тянет в рот.
  2. Перед едой вымойте руки, разденьте маленького едока до подгузника или наденьте специальный клеенчатый или пластиковый фартучек, чтобы проще можно было его потом вымыть.
  3. Как только ребенок проявил инициативу, доверьте ему ложку и позвольте попробовать самостоятельно кушать.
  4. Первое время помогайте ребенку, придерживая и направляя его руку с ложкой. Как только он освоится, дайте ему возможность есть самому.
  5. Пока ребенок ест не очень уверенно, кормитесь «в две руки» – одну ложку ребенок отправляет в рот самостоятельно, другую ложку дает мама. Только не торопитесь и давайте ему возможность полноценно участвовать в процессе.
  6. При первых опытах предлагайте блюда мягкой однородной консистенции – кашки, овощные и фруктовые пюре, густые протертые супы, творожки или йогурты. Кладите в тарелку небольшую порцию и добавляйте по мере необходимости – так ребенок увереннее приступит к еде, да и убирать придется меньше.
  7. Предлагайте еду, когда ребенок действительно голоден, так он скорее начнет действительно есть, а не развлекаться или капризничать за столом.
  8. Не торопите и не одергивайте, не настаивайте, чтобы ел только правой рукой – пусть ребенок кушает так, как ему удобно, и в своем темпе.
  9. Разговаривайте во время еды, хвалите ребенка за достижения.
  10. Не ругайте ребенка за крошки и капли – нельзя требовать от него невозможного, ведь моторика еще недостаточно развита.
  11. Не оставляйте кроху одного с едой – он может поперхнуться.
  12. Если ребенок не голоден или уже насытился, он начинает шалить за столом – в этот момент забирайте ложку и тарелку и отправляйтесь в ванную мыться. Столовая – не место для игр.
  13. Постоянно, не только за столом, отрабатывайте навык самостоятельной еды – пусть ребенок «кормит» зайцев и мишек, маму и бабушку, играет в песочнице, набирая совочком песок в ведерко.

Всему свой срок

Если ребенок не спешит овладеть новым навыком, воспользуйтесь такими советами:

  1. Не начинайте обучение, когда малыш болен, устал или расстроен.
  2. Не вручайте ложку насильно, учитывайте индивидуальный график развития – пару месяцев можно и подождать. Если вы планируете отдать кроху в ясли, то в коллективе он намного быстрее научится кушать сам.
  3. Не давайте перекусывать, сажайте ребенка за стол голодным.
  4. Привлекательно оформляйте блюда – любую пищу сначала «едят» глазами.
  5. Заинтригуйте – используйте красивые тарелочки с рисунком на дне, до которого так интересно добраться.

Запаситесь терпением, настойчивостью и большим количеством моющих средств для уборки, и в 1,5 года ваш карапузик сможет самостоятельно управляться с поглощением кашки или творожка, а в 2 – будет сам кушать супчик. Самое главное – не предъявляйте крохе непосильных требований, но и не делайте за него то, что он в состоянии делать сам.

Светлана Стяжкина специально для www.kinderok.ru.
При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.kinderok.ru обязательна.
 
Добавить комментарий
Поиск по сайту